Анна Суворова: Идея становится машиной, производящей искусство

Идея становится машиной, производящей искусство Интересное

Искусствовед Анна Суворова в рамках публичной лекции в музее PERMM рассказала о концептуализме и его постулате: «Идея произведения имеет большее значение, чем визуальное изображение». А также — о перформансах и материальной стоимости современного искусства.

Концепт идеи

Концептуализм возникает в качестве антитезы грубому поп-арту (с точки зрения простоты образов), как искусство эфемерное, ориентированное не на предмет, а на идею. Основы концептуализма были описаны Солом Левиттом и Джозефом Кошутом. «Идея становится машиной, производящей искусство», — это, пожалуй, главный лозунг, сформулированный Левиттом.

То есть акцент перемещается с предмета, с краски, со скульптуры, вообще с чего-то материального на нематериальное. Кошут говорит о том, что необходимо выйти за пределы привычной морфологии искусства. Что искусство может быть не картиной, не скульптурой, оно вообще может быть создано не с помощью рук художника.

А далее возникает проблема — как мы будем разграничивать, что является искусством, а что нет? Является ли велосипедное колесо, которое лежит в автомастерской, произведением искусства и является ли искусством велосипедное колесо художника Марселя Дюшана? Кошут предлагает простой выход, который функционирует и сейчас.

Он говорит, что в философском смысле, если кто-то что-то назвал искусством, то это и будет искусством. Это тот принцип, на котором основано функционирование и современных художественных институций.

Перформансы

В 1960-е годы начинает формироваться граница перформативных практик и искусства действия. Удивительные перформансы делала Йоко Оно. Первые художественные акции, которые она проводит, закладывают язык концептуального искусства. В 1960-е годы одной из самых обсуждаемых и муссируемых европейским сообществом становится идея феминизма.

В знаменитом перформансе Йоко Оно «Отрежь кусок» мы видим смысл, связанный с феминистскими идеями, — женщина не является объектом. Но не стоит отбрасывать и другую идею 1960-х годов — сексуальной революции, которая была связана с идеей свободы, отказом от патриархальных границ.

В России протоперформативные практики были у художников-футуристов. Например, Бурлюк и Маяковский разгуливали по Невскому с раскрашенными лицами. Но тогда это ещё не было сконструировано как перформанс. События, очерченные как перформансы, в России появились в период 1970-х годов. Прежде всего, в связи с группой «Коллективное действие».

Начиная с 2008 года и далее, в России появляется много акций, которые связаны с политическим контекстом. Например, в контексте концептуалистских практик мы можем рассматривать акции Pussy Riot или группы «Война».

Pussy Riot проводят акцию в храме Христа Спасителя, потому что это связано с политическим контекстом — сращиванием церкви и государства, которые они наблюдают. Если актуальной станет, например, тема социального расслоения, то появятся практики, критикующие это. Но при этом, как внутри любого художественного процесса в целом, есть и люди, которые не реагируют на изменения внешних полей.

Для Перми перформансы — редкая практика. Но во второй половины 1980-х в Перми проходили художественные акции. Например, этим занимался Сергей Стаканов. К юбилею Казимира Малевича на берегу Камы, рядом с галереей, художники вывесили нарисованные ими чёрные квадраты.

Символический капитал

Начиная с реди-мейдов Марселя Дюшана, прагматичные характеристики искусства перестают работать. Уже недостаточно нарисовать очень большую картину, на которой с большой точностью и знанием анатомии изображён человек. В контексте традиционных практик искусства, чем больше фигур на картине, чем она больше по площади, тем большую ценность она должна иметь. Но как можно оценить искусство, которое появляется в ХХ веке?

Здесь уже начинает работать институциональная система определения ценности искусства, которая влияет и на определение материального эквивалента. Важную роль играет деятельность художественных институций — музеев, биеннале. Произведение должно быть оценено экспертным сообществом.

Например, показательный пример — работа Ильи Кабакова «Жук», которая была продана на аукционе в 2008 году за 9 млн долларов. Казалось бы, жук и рядом с ним стишок — что там может стоить 9 млн долларов? Художник не работал 20 лет, не положил свою жизнь на это… Но если работу оценило экспертное сообщество, если художник выставляется на биеннале, то он начинает двигаться вверх, а стоимость его работ растёт. Это можно назвать символическим капиталом.

Консервация концептуализма

Основные характеристики концептуализма, которые были сформированы в 1960-е, — использование готовых вещей, процессуальных практик, их описание, документирование — формальные и смысловые показатели не меняются.

Но не хотелось бы называть всё, что было после 1970-х, концептуализмом. Я за то, чтобы феномены искусства были консервированы. Если сейчас, например, я начну рисовать как импрессионист — это не значит, что я стану импрессионистом. Если говорить о концептуализме, то активный период его развития — это1960–1970-е годы. Но язык искусства постоянно меняется под воздействием новых идей, новых форм работы с материалом.

В конце 1970-х годов логически сложное явление концептуализма смещается из актуального художественного поля трансавангардом. Художники начинают вновь обращаться к языкам экспрессионизма, берут кисти, холст и начинают работать с языком, который, казалось бы, уже умер. Наверное, границы завершения активной фазы явления можно связать с появлением более актуального художественного языка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
Пермский Комсомолец
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: