В сентябре независимый голландский режиссёр, продюсер и сценарист Бен ван Лисхаут представит пермякам два своих фильма на фестивале документального кино «Флаэртиана».
Первая лента — «Инвентаризация Родины» — красочная визуальная и музыкальная ода России. Второй фильм – роуд-муви «Сибирские зарисовки». Издание публикует размышления Бена ван Лисхаута о документальном кино и сьемках в России.
Снимать в России я начал очень давно. Я снял художественный фильм «Безбилетный пассажир» (1997) в бывшей советской республике Узбекистан, на озере Арал (Каракалпакия), работая со смешанной съёмочной группой, состоявшей из русских, узбеков, каракалпаков и голландских техников и ассистентов. Точкой отсчёта для этого большого проекта стала фотография, которую я увидел в газете: корабль, лежащий в пустыне, где раньше было море. До чего же удивительный, сюрреалистический образ, особенно для голландцев!
Готовясь к съёмкам, мы несколько раз ездили в экспедиции через Москву в Ташкент, Нукус и Муйнак. В процессе создания этого фильма я стал больше узнавать о России и русских людях, завёл много новых друзей во время съёмок. Именно на съёмочной площадке я и встретился с Татьяной Яссиевич из Санкт-Петербурга, тогда она работала в художественном отделе и уже несколько лет жила в Амстердаме. Она художница, и много лет спустя мы решили снять документальный фильм о её работе и любви к эстетике общественных пространств в России. Этот фильм, «Петербургские места и живопись» (2004), снимался и в Берлине, и в Амстердаме, но больше всего, конечно, в Санкт-Петербурге.
С тех пор я снял ещё два фильма в России, в основном, в деревнях и отдалённых местах: «Инвентаризация родины» (2012) и «Сибирские зарисовки» (2015).
Кадр из фильма «Сибирские зарисовки»
Для меня Россия – очень интригующая страна с бурной историей, с верой в создание нового общества, нового человека. Для меня, как и для западного человека в принципе, это такая неизведанная территория. А для режиссёра всегда важно поместить зрителей в неизведанные места и ситуации, казалось бы, обычной жизни. Это возможность наконец-то избавиться от предрассудков и клише.
Я был воспитан на европейском кинематографе, но после Роттердамского кинофестиваля 1989 года, смог посмотреть множество великих русских фильмов Тарковского, Хуциева, Шепитько, Сокурова, Шпаликова, Муратовой и т.д. И тогда же я начал читать русскую литературу, что произвело на меня неизгладимое впечатление, особенно произведения Достоевского, Пушкина, Паустовского и Платонова. После работы над документальным фильмом о Татьяне я в очередной раз был поражён прекрасными образами дореволюционной России, которые снял пионер российской цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский. Мы проследили жизненный путь фотографа и совершили два путешествия по всей России с её потрясающими сельскими пейзажами.
Кадр из фильма «Инвентеризация Родины»
Снимать в России вовсе не трудно, если у вас есть хороший линейный продюсер, который всё вокруг знает. В моём случае это была Татьяна Яссиевич, которая работала со мной над обоими фильмами. Она способна организовать практически всё, к тому же в России люди в целом очень легко идут на сотрудничество и приятны в работе. В некоторых случаях, конечно, необходимы специальные разрешения, например, для съёмки в поездах, но как только вы их получили, всё становится возможным, и вот вы уже снимаете прямо в кабине машиниста.
Хотя я уже много раз был в России, у меня нет иллюзии, что я знаю страну, и тем более не могу сказать, что чувствую себя как дома в таком огромном пространстве как Сибирь. Здесь уместна скромность. Я стремлюсь видеть ситуации и слушать людей как можно более непредвзято, для меня очень важно избегать предрассудков.
Мои предыдущие фильмы, например, «Зона» (1999) и «Ночь в торговом центре» (2001), выражают моё восхищение общественными пространствами, их визуальным и драматическим потенциалом. Эти фильмы сначала были поминутно раскадрованы на бумаге, так как мы снимали их на 35 мм плёнку. А предшествовал съёмке всегда долгий поиск формы и содержания, ситуаций и специфических положений камеры. В последние годы, я стал гораздо проще относиться к этому, мне нравится удивляться внезапным поворотам ситуации. Теперь как режиссёр я больше смотрю на то, что есть, и меньше на то, что я, возможно, хотел бы видеть. Это развитие как раз вписывается в упомянутое выше стремление сформировать открытый взгляд на вещи.