Что такое логистика

Термин «логистика» имеет греческое происхождение, означающее «счётное искусство», и первоначально появился в интендантской службе вооруженных сил. Специальные служащие Римской империи, которые отвечали за распределение продовольствия, именовались логистиками.

Одной из причин сдерживания применения логистических принципов в экономике являлась недоразвитость транспортной инфраструктуры и информационных технологий. А так как все это стало формироваться и бурно развиваться во второй половине двадцатого века, то и развитие применения логистики приходится на этот период. Хотя, конечно, нельзя забывать, что основные принципы логистики формировались именно там, где требования к организованности материальных и информационных потоков, гораздо выше, чем в гражданской жизни — в военном деле. Причем, задолго до применения логистики в экономических системах.

Основой современной американской системы логистики является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производства, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Система хранения («замороженный» капитал) практически не нужна. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своим вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее, западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Наша наука и практика применения логистических принципов в управлении экономикой значительно отстали от мировых тенденций. Об этом можно судить даже по тому факту, что основная литература, связанная с логистической методологией, издана в последние пятнадцать лет. Да и по высказываниям наших управленцев можно понять, что под логистикой они понимают в основном рационально организованные процессы перевозки. Хотя и следует отметить весомую роль транспортной составляющей в логистических системах.

Известно огромное число определений логистики, что свидетельствует о неопознанности всех сторон и глубин ее концепции. Одни в понимании логистики ограничивают себя «правилом семи» или даже «правилом Парето», другие уходят в высшую математику или философию.

Приведем часть определений из различных источников.

Логистика — действия, оптимизирующие все процессы производства, распределения, перевозок и сбыта.

Логистика — научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Логистика — наука о взаимосвязях и взаимодействии снабжения, производства, сбыта и транспорта.

Логистика — теоретическое обоснование и практическая деятельность по планированию, управлению и контролю поступающих на предприятие, перерабатываемых там и покидающих это предприятие материальных и соответствующих информационных потоков.

Логистика — интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения минимизации общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству товаров и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

Логистика — это искусство и наука управления, техника и технические методы, которые предусматривают планирование, снабжение и применение средств перемещения при реализации запланированных операций для достижения поставленной цели.

Логистика — это взгляд (мировоззрение) на все бизнес- процессы компании через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими (Н.Лобанов).

Логистика — философское направление математики, связанное с пониманием мистики через логику (Н. Балацкий).

Ну и наконец: логистик — организатор выполнения процессов, в том числе и процессов управления, наиболее целесообразным образом — с учетом научных и экономических обоснований и расчетов, здравого смысла, логики и интересов потребителей.

Основные задачи логистики

Общая задача логистики состоит в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.

Главная задача логистики заключается в достижении с наименьшими затратами максимальной приспособленности предприятия, фирмы, компании к изменяющейся рыночной обстановке, в повышении на рынке их доли и получении преимуществ перед конкурентами.Logistika-kak-osnova-dostizheniya-konkurentnyih-preimushhestv-na-ryinke_sm.png

Таким образом, логистика осуществляет обеспечение потребностей потребителей. В том числе, опосредованно через обеспечение всем необходимым производства, маркетинга и других видов деятельности. Главными характеристиками эффективности выступают доступность товаров, скорость и бесперебойность поставок, а также гибкость процессов. При этом интегрированная логистика учитывает общие затраты. Это позволяет формировать так называемые цепочки поставок. Ранее не учитывались общие затраты в таких цепочках, да и цепочек-то не было.

В сконцентрированном виде это можно выразить следующим образом:

логистический процесс должен протекать с соблюдением основного правила логистики – правила «7R»:

1R (right product) — нужный товар;

2R (right quality) — необходимого качества;

3R (right quantity) — в необходимом количестве;

4R (right time) — в нужное время;

5R (right place) — в нужное место;

6R (right customer) — нужному потребителю;

7R (right cost) — с требуемым уровнем затрат.

Как видно, успех в «обращении» потенциальных клиентов в фактические зависит от оперативности и расторопности в выполнении требований заказчика. Несоблюдение хотя бы одного из этих требований может привести к потере потребителей и соответствующей доли рынка. Это может быть проиллюстрировано примерами отказа потребителей от продукции, предлагаемой компанией, например, по причине длительного срока выполнения заказов.

Функциональные области логистики
Логистика — универсальна и встречается в любой сфере деятельности человека, т.к. сложно представить вид деятельности, исключающий движение и взаимодействие материальных, информационных или финансовых потоков. Вследствие чего следует отметить, что многообразие функций и задач логистической деятельности зависит от области, в которой она применяется.

Выделяют основные функциональные области логистики:

Закупочная логистика (логистика снабжения) — решает вопросы, связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

logistik_sm.pngПроизводственная логистика — решает задачи создания материальных благ или оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники производственного процесса взаимодействуют между собой не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием. Внутри предприятия имеется весь спектр функциональных областей логистики.

Распределительная логистика (логистика сбыта) — решает задачи реализации готовой продукции. Сбытовая логистика — это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями.

Транспортная логистика — решает вопросы управления материального потока на транспортных участках. По оценкам специалистов, транспортные расходы в нашей стране составляют от 40 до 60% от общей цены продукции. Это снижает конкурентоспособность российской продукции. Снижение уровня этих затрат является одной из важнейших задач транспортной логистики, занимающейся решением оптимизационных задач перемещения требуемого количества продукции в нужное место, лучшим маршрутом за требуемое время и с наименьшими затратами.

Складская логистика. Основной задачей складской логистики является оптимизация процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Следует помнить, что идеальный склад — отсутствие склада, так как на складе хранится «замороженный капитал», который нужно охранять и поддерживать в надлежащем состоянии. В тех логистических системах, например в Японии, где процессы на отдельных этапах синхронизированы («Just-In-Time»), склады требуются по минимуму.

Таможенная логистика — нацелена на применение логистических методов, если сырье, комплектующие или готовая продукция пересекает таможенную границу, т.е. в ВЭД, что весьма актуально в связи с участием России в ВТО и Таможенном союзе.

Информационная логистика — рационализирует организацию движения информационных потоков. Информационная логистика тесно переплетена со всеми функциональными областями логистики.

Как отмечает Т. Савенкова, «в условиях глобализации и роста конкуренции предприниматели, бизнес, собственники находятся в поиске способов и методов выживания, расширения и диверсификации бизнеса. И именно логистика является эффективным инструментом повышения конкурентоспособности». Особенно актуальна логистика для Калининградского региона, оторванного географически от остальной России и находящегося в окружении ЕС, где логистические системы функционируют на очень высоком уровне. И здесь, с позиции применения логистической концепции, вполне уместно проводить аналогии с военными действиями.

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах, но также в социальной и других областях: политическая логистика, муниципальная логистика, педагогическая логистика, медицинская логистика, демографическая логистика, экологическая логистика, логистика в туристическом бизнесе, индустрии гостеприимства, банковско-финансовой сфере, управлении персоналом и др.

Логист – профессионал — универсал

Потребность рынка в квалифицированных логистах огромна, сегодня это одна из самых востребованных и модных специальностей. Известны многие юристы, менеджеры, ИТ — специалисты, которые переквалифицировались в логистов. Ну а как с профессиональными знаниями?

Современная теория логистики в концептуальном плане базируется на методологиях: системного анализа, теории вероятностей и математической статистики, кибернетического подхода, исследования операций, теории массового обслуживания, прогнозирования, экономико-математического моделирования и др. Для успешной деятельности в данной области нужна и соответствующая подготовка специалистов.

Сейчас актуальна производственная логистика, так как после кризиса наблюдается локальный подъём производственных компаний, да и многие дистрибьюторы решили открыть собственные производства, чтобы повысить свою устойчивость на рынке. Кроме того, Президентом РФ поставлена задача о создании миллионов рабочих мест. Логистическое управление можно считать инновацией, которая может дать прорывной синергетический эффект.

Важнейшим звеном логистического управления остаётся человек. Поэтому от наличия высококвалифицированных специалистов по логистике зависит, как используется такой инструмент управления как логистика.

Вы видели хотя бы одного квалифицированного логиста-практика среди наших чиновников, которые принимают решения по чисто логистическим вопросам!? Наши чиновники, которые сейчас пытаются путём всеобщего опроса решить логистические и в частности транспортные задачи в большинстве своём умнейшие люди, но ….. не специалисты в логистике, а значит, будут заниматься тем, что умеют – митинговать, запрещать, отчитываться и тратить народные деньги. Каждый должен заниматься своим делом – это же так просто, только тогда есть шанс, что толк будет! (Н. Лобанов).

В настоящее время ощущается определенный недостаток специалистов, имеющих не только опыт практической работы, но и владеющих фундаментальными теоретическими знаниями в области логистики. Хорошие специалисты по логистике должны обладать знаниями из различных областей, а также знать общие взаимосвязи между функциональными областями бизнеса.

Одна из главных задач специалиста по логистике — проанализировать ситуацию, выяснить интересы каждого звена в цепи «производство-потребление» и скоординировать их деятельность. Цель логиста — организовать весь маршрут продвижения материальных потоков от источников сырья до потребителей конечного продукта таким образом, чтобы минимизировать затраты на каждом звене логистической цепи.

Логист — это профессиональный «скряга», который чуть ли не единственный во всей логистической цепи думает над тем не как заработать, а как сэкономить, где только возможно. Именно поэтому спрос на профессионалов такого рода очень велик, в силу чего грамотные и опытные логисты всегда знают себе цену и, несмотря на свои весьма немалые зарплаты, являются существенной экономией для своих работодателей.

В основе профессиональных требований — умение очень хорошо считать, потому, что большую часть времени логистик работает с цифрами. Затем следует знание юриспруденции, потому что нарушение законов грозит штрафами и издержками, а этого нельзя допустить. Основы логистики включают в себя также математический анализ, знания по менеджменту и маркетингу.

В заключении приведем следующую цитату: «Логистика есть, была и будет — можем только обучаться ее использованию с целью обеспечения преимуществ в ведении бизнеса. Если будем использовать ее технологии, никакие наши желания не покажутся нам трудными, поскольку за нами будет большая сила» — это принцип, которому следуют логисты во всем мире.

Внедрение логистического управления позволит снизить уровень запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить удовлетворение потребностей потребителей. Примерно 25-30% валового внутреннего продукта – это логистические затраты. Сокращение даже на долю процента этих затрат дает колоссальный эффект в масштабах страны (В. Сергеев).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
Пермский Комсомолец
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: