Современную Пермь трудно представить без лошади. Конкуром у нас занимаются относительно недавно, но бег рысистых лошадей практикуется уже полтора века. Для многих пермяков расположение ипподрома в Индустриальном районе кажется естественным, как будто бы он всегда здесь и существовал. На самом деле это четвёртое место, где находился ипподром за время своего существования в Перми, и здесь он появился менее 60 лет назад.
В Российской империи конному делу традиционно уделялось самое пристальное внимание. Коннозаводством занимались и частные лица, и государство. Во второй половине XVIII века с подачи императрицы Екатерины Великой граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский на своем Хреновском конном заводе в Воронежской губернии выводит знаменитую породу орловских рысаков.
На рубеже XIX–XX веков пост главноуправляющего Государственным коннозаводством занимает двоюродный брат императора Александра III и дядя Николая II, выдающийся коннозаводчик и наездник Великий князь Дмитрий Константинович. Ряд других членов Дома Романовых входили в Совет Главного управления Государственного коннозаводства, владели частными конными заводами.
Родной брат Александра III, московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович создаёт породу русских арден, впоследствии получивших название русских тяжеловозов и ставших самой популярной из тяжелоупряжных пород лошадей. А двоюродный брат Николая II, Великий князь Дмитрий Павлович, достойно представляет Россию в соревнованиях по конкуру на Пятых Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 году.
В Пермской губернии, как и во многих других местностях Российской империи, существовали частные конные заводы. Среди владельцев — Строгановы, Голицыны, Всеволожские, Сведомские, Дягилевы… А история профессиональных конных бегов в Перми начинается в 1864 году. «Страсть к конным бегам в России была всегда, — поясняет кандидат исторических наук Михаил Нечаев. — До революции это было на уровне, как, может быть, мода на футбол. То есть это было самое главное спортивное зрелище».
Во второй половине XIX века конные бега в Перми устраивались зимой на льду реки Камы. Сезон длился достаточно недолго: пермяки были благоразумны, в отличие от многих современных рыболовов, и, как только время подходило к весне, бега прекращались. Никто под лёд не уходил. Как сообщает краевед Владимир Гладышев: «Заря конных бегов на земле Пермской связана с нашими именитыми купцами — Гладышевым и Грибушиным. Михаил Фёдорович Гладышев появился в списке, опубликованном в заметке «Бег рысистых лошадей по Каме» в «Пермских губернских ведомостях».
Представляете: зима, трескучие морозы, и, тем не менее, такие азартные у нас люди. И кто? Список-то занятный. Там был и Иван Павлович Дягилев — это дядя будущего знаменитого театрального деятеля Сергея Павловича Дягилева. Там и другие довольно звучные имена и, между прочими, купцы-старообрядцы — например, династия Матвеевых тоже представлена среди владельцев и игроков».
В конце XIX — начале XX века граница города проходит там, где сейчас начинается парк Горького — тогда его называют Загородный сад. А полноценный действующий ипподром появляется далеко за городом — там, где сейчас проходит «тихий Компрос». В 1897 году пермское общество подаёт губернатору прошение о выделении территории под обустройство профессиональной площадки ипподрома.
Власти откликаются на просьбу и отдают место в районе современного Дворца культуры имени А. Г. Солдатова. «Там был лес, там были большие поляны, и там было излюбленное место для гуляния пермяков за городом, — рассказывает историк Михаил Нечаев. — Там отмечали праздники. И рядом с этими праздничными полянами был построен ипподром».
К 1903 году на выделенной территории уже проходят бега, проводится масштабная работа по обустройству профессионального ипподрома. Большой вклад, и организационный, и финансовый, в создание Пермского ипподрома вносит представитель знаменитой купеческой династии Сергей Михайлович Грибушин.
«Вот действительно был человек и азартный, и широкий — такая русская натура. Он ещё в Кунгуре затеял это дело. Причём сначала в аренду взял Сенной рынок — в центре города. Но ему мало было лета. Поэтому он и зимой на льду Сылвы устраивал бега. Перебравшись в начале XX века в Пермь, Грибушин и здесь занялся любимым делом. Став во главе отцовской компании, он уже фактически руководил работами по созданию профессионального ипподрома», — говорит краевед Владимир Гладышев.
Усилия Грибушина и других пермских любителей конного спорта увенчались успехом. 29 июня 1903 года в городе Перми состоялось торжественное открытие ипподрома — при громадном стечении народа и в присутствии губернатора А. П. Наумова. Спустя несколько лет на ипподроме произошло курьёзное событие, главным героем которого стал небезызвестный поэт-футурист, друг Маяковского и Мейерхольда, пермяк Василий Каменский. Он был натурой разносторонней. Увлёкшись авиационным делом, Каменский решает преподнести своим землякам необычный подарок, а заодно — прославиться и «прогреметь» в родных краях. Ему действительно удаётся «прогреметь», в прямом смысле этого слова.
Как рассказывает краевед Владимир Гладышев, «первая попытка взлёта в пермское небо связана именно с ипподромом. Василий Каменский решил показать землякам настоящий самолёт. И вот он привёз «Блерио». Это была целая процессия. Мальчишки бежали за этим чудом, не давали ему покоя. И, конечно, огромную толпу собрал первый пробный полёт с ипподрома, к сожалению, закончившийся неудачно, потому что не рассчитал — молодой, неопытный, ещё без диплома лётчика (он получит диплом через несколько месяцев), торопился в небо. Это нетерпение отличает поколение первых воздухоплавателей. Каменский зацепился за трос, который был протянут между столбами, огораживавшими ипподром.
Зацепился и грохнулся. Потом он восстановит свой «Блерио» и сделает несколько успешных, правда, коротких полётов над Камой с отмели Нижней Курьи, но это будет позже. А здесь пермская публика была разочарована. Может быть, даже не меньше, когда их любимцы, на которых они ставят во время бегов на ипподроме, опаздывают, приходят не первыми».
Кровавые события 1917 года и последующей Гражданской войны заставляют пермяков забыть и об ипподроме, и о конных бегах. Восстановление ипподрома начинается лишь в 1923 году. Уже на новом месте — в районе Липовой горы, куда ещё не добрался растущий город. Там создаётся первая верстовая дорожка, строятся подсобные помещения, проводятся бега, испытываются племенные лошади. Казалось, пермский ипподром возрождается. Но свои коррективы вносит Великая Отечественная война. Ипподром закрывают, наездники отправляются на фронт в составе кавалерийских частей.
После окончания войны постепенно налаживается мирная жизнь, и вскоре возникает вопрос о восстановлении пермского ипподрома. В 1949 году он создаётся заново — на сей раз на улице Мира, на том месте, где сейчас располагается трамвайное депо и недавно находился кинотеатр «Мир». Но в 1950-е годы Пермь территориально расширяется, строятся новые дома, поэтому ипподром в том месте просуществовал совсем недолго, всего лишь девять лет. Вскоре принимается решение вновь перенести его за город, на Казанский тракт (ныне шоссе Космонавтов). Там он становится областным и действует уже круглогодично. «Это место оказалось, на взгляд тогдашнего руководства, достаточно удачным, потому что оно было рядом с трассой и в то же время на окраине города», — поясняет историк Михаил Нечаев.
На своём нынешнем месте ипподром обосновывается в 1958 году. Спустя девять лет ему присваивают звание республиканского. Пермский ипподром завоёвывает известность не только в нашей стране, но и за её пределами. Здесь показываются лошади почти полусотни конных заводов и около 25 племенных хозяйств Советского Союза. Постоянно проводятся бега, ставятся новые рекорды. «Я был на ипподроме, к сожалению, только один раз, и даже не в юности, а в детстве, — вспоминает историк Михаил Нечаев.
Конечно, на меня это произвело очень большое впечатление. Это были примерно 60-е годы. Ипподром был ещё очень свежий, очень красивый, очень благоустроенный, и впечатления детские были просто запредельные. Это была гордость Перми, потому что это был третий республиканский ипподром, он входил в пятёрку лучших ипподромов Советского Союза, сюда приезжали самые лучшие всадники, самые лучшие племенные лошади».
В 1980-е годы Пермский ипподром включается и в важную социальную работу. Здесь практикуется иппотерапия — спортивно-лечебная процедура реабилитации инвалидов. «Для меня, пожалуй, самое примечательное — не удовлетворение каких-то страстей человеческих, а всё-таки польза, — говорит краевед Владимир Гладышев.
Меня поразило, как помогает иппотерапия людям с ограниченными физическими возможностями, инвалидам. Как помогает лошадка, может, даже не выздоравливать, но хотя бы чувствовать себя почти полноценным человеком, личностью, частицей природы. Это животное, конечно, достойно памятника».
Славу пермскому коневодству принёс легендарный орловский рысак Кипр, который в 80-е годы XX века 14 раз становился всесоюзным рекордсменом по рысистому бегу. В пермском посёлке Ферма, возле 9-го конного завода, Кипру ещё при жизни был установлен памятник.