Кто такие кидалты

Кандидат культурологии Михаил Манокин рассказал на «Научных боях им. Шелдона Купера» о кидалтах — взрослых, которые сохранили в своём образе жизни элемент «детскости».

Новое исследование экспертов «Вышки» показало, что современные взрослые стали позже отделяться от родителей. Причины — экономика и состояние общества. Они отметили, что «стереотипы взрослости нуждаются в пересмотре». В действительности это — не единственная ситуация, когда необходимо переосмыслить понятие взрослости. Первый известный повод для этого заявления в России стал известен в 2000-е годы и назывался кидалтами (от англ. kid — ребёнок и adult — взрослый).

Идея кидалтов зародилась ещё в начале 1980-х годов. Педагог и критик культуры Нил Постман стал рассуждать о появлении «взрослых-детей». Я нашёл первое упоминание термина «кидалт» в тексте ещё 1988 года, в газетной статье, где кинокритик Винсент Кэнби назвал известный боевик 80-х годов «Крепкий орешек» фильмом, созданным специально для такой аудитории. Основной смысл: кидалты — это взрослые, которые занимаются детскими занятиями, например игрой в «детские» игры.

В действительности вся проблема шире. Речь идёт об изменении представлений о детстве. Сегодня взрослые получили большую свободу в организации себя. Эта свобода — результат новой формы работы современных культурных и социальных институтов. В прошлом вы были включены в институт, и сбежать от него было практически невозможно. Современные общество и культура похожи на фуршетный стол: как там человек может выбрать себе несколько блюд на обед, так и в современных условиях, например, взрослый может отобрать себе комплекс моделей поведения, которые позволяют ему быть взрослым. Вариант кидалтов — это комплекс моделей поведения взрослых и какая-то модель из детства, как правило, имеющая отношение к игре.MG_0007

В 2008 году в России был бум внимания к кидалтам. Потребительские аппетиты российских граждан росли, росло количество заметных потребительских практик. Благодаря журналам о жизни горожан, публика познакомилась с практиками кидалтов и их особым потреблением. Тогда же стал особенно известен главный телеканал для кидалтов — «2х2». Пресса распространяла суждение о кидалтах как о взрослых, отчаянно не желавших взрослеть. Столкновение с новшеством не могло обойтись без интерпретации интеллектуалов. Линор Горалик заявила, что кидалты — просто иная форма взрослости. Группа социолога Елены Ярской-Смирновой определила их как особый стиль, способ представления себя другим людям. Позже интерес к теме стал спадать, хотя процесс изменения взрослости так и остаётся не изученным до конца.

В своей диссертации, посвящённой изменениям взрослости и исследованию кидалтов в Перми, я использовал материалы интервью, взятых у нескольких таких людей. Один из моих респондентов, мужчина в возрасте под 40, обеспеченный инженер из крупной нефтяной компании, муж и отец, увлекается игрой в солдатики и вовлёк в игру своего сына в возрасте примерно 12 лет. Он отдал сыну его первую армию в игре «Warhammer Fantasy Battle», небольшое подразделение раскрашенных им солдатиков.

Автономия не означает полную изоляцию человека от влияния внешних институтов. Кидалты оказываются не инфантильными людьми, прячущимися в своём детстве от страшного внешнего мира. Напротив, они — обычные «серьёзные» взрослые, просто одна сфера их жизни, досуг, имеет детскую форму. Но детская лишь форма: уход за солдатиками, ролевые игры, даже компьютерная игра — должна быть включена во всё-таки взрослый образ жизни, требует вполне взросло добываемых ими ресурсов и их же взрослого времени, которое они с трудом отвоёвывают у массы других своих действий.

Ещё один мой респондент, также играющий в солдатиков, мужчина старше 30 лет, описывал, как он «отвоевал» у членов своей семьи возможность играть в солдатиков раз в неделю в компании своих друзей, а также возможность заниматься их раскраской поздно вечером, когда он возвращается с работы. Результатом разрешения небольших конфликтов с женой и маленькой дочерью (у первой он получил взаимопонимание, а второй купил набор собственных красок и солдатиков для раскраски) и стало выделение свободного времени в конце каждого рабочего дня, а также право играть с другими кидалтами раз в неделю. Такое разрешение конфликтов с занятостью в других формах «взрослой» деятельности заставляет кидалтов по-разному ограничивать своё время.

Основное отличие кидалтов от прочих взрослых — не только стилевое, их детские увлечения. Это организация их пространства. В США у них есть огромные территории, например Comic-Con и аналогичные фестивали в крупнейших городах, полностью ориентированные на их интересы и предпочтения. В Перми ничего подобного нет.

Первая причина — моих респондентов сдерживает страх перед публичным неприятием их увлечений. Как сказала респондентка, участвующая в косплей-фестивалях, коллеги «будут считать меня фриком». Им бывает трудно говорить об этом на работе, а что уж говорить о более широкой общественности?

Но есть вторая причина — то, что здесь заметных мест для кидалтов практически нет. Безусловно, некоторым практикам кидалтов, например компьютерным играм, хватит квартиры. Но другим нужно немного больше. Поклонники аниме отправляются на косплей-фестивали в Екатеринбург, игроки в солдатики в интервью рассказывают мне о магазинах, в которых можно играть в настольные игры, в то время как сами пользуются классной комнатой в местном лицее.

Иногда кидалты находят (чаще на самом деле сами создают) целые пространства «своих» людей, которые их понимают, но редко в нашем городе и редко широко известные. Что может предложить кидалтам Пермь? Несколько квеструмов, антикафе да пара других мест, известных лишь узкому кругу кидалтов.

Парадоксально, что пермские предприниматели усвоили московские тренды с кофейнями, совриском и популяризацией науки, но не заметили кидалтов, которые существуют в этом городе куда дольше, просто отличаются меньшей заметностью. В итоге сегодня стынет целая потребительская ниша, и мне интересно: появится ли кто-то, заинтересованный в ней?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
Пермский Комсомолец
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: