Лекция Линор Горалик: гендерные метаморфозы

В современной культуре фотографии женщин в мужских рубашках стали самостоятельным жанром. Если набрать в поисковике фразу «Женщина в рубашке», то по запросу получим подборку изображений эротического характера. С какого момента и как это случилось?

М.

Обратимся к истории рубашки как элемента мужского костюма. Если до XVIII века она выполняла функцию нательного белья, которое было полностью скрыто под верхней одеждой, то со временем она становится видней. Мужчины начинают носить костюмы, которые открывают воротник, манжеты, а иногда и рукава полностью. С середины XIX века упрочняется крой современного типа: двубортная рубашка, с отложным воротничком и с манжетами. А в 1871 году была запатентована первая мужская сорочка на пуговицах.

Но популярность она получает лишь после Первой мировой войны. В новом мире мужчины были вынуждены работать гораздо чаще и больше. Большое количество людей переселяется из деревни в город, где работает на заводах или в конторах. Отличительная особенность рубашки тех лет: съёмные воротничок и манжеты. Это объяснялось тем, что стирка была занятием редким и дорогим, а чистота уже считалась важным качеством делового человека. Окончательный вид рубашка приобрела в 1930-е годы и стала базовой одеждой мужчин.

Ж.

Её путь в женский гардероб был более извилистым и напряжённым. С 1860-х годов дамы начали носить гарибальдийку — блузку с отложным воротничком, длинными рукавами на манжете, складками на груди вдоль застежки и поясом. По крою она напоминала мужскую сорочку и оказалась исключительно практичной, удобной и легкостирающейся одеждой.

Окончательную популярность рубашки в дамском костюме приобрели в 1890-е годы. Это была эпоха больших перемен во всём. Возник новый стиль современных женщин, отказавшихся от тяжёлых цельных платьев, которые было трудно чистить, носить, снимать — для этого была нужна горничная. Юбку и рубашку можно было надеть самостоятельно. Это была фантастически лёгкая и удобная одежда.

Но уже тогда любовь к мужскому крою рубашки вызывала упрёк и обвинения в маскулинизированности. Тема ношения рубашки была плотно связана с понятием «new woman», «женщина новой волны» или, попросту говоря, феминистка, за которым понимали скандальность, дерзость и аморальность поведения. Тогда же в общественном сознании появилась тема женской сексуальности и новых гендерных ролей. Общество испытывало ужас от того, что девушки начинают не только одеваться подобно мужчине, но и вести себя, как они.

М+Ж

Прошло ещё полвека, прежде чем случилась настоящая сексуальная революция. Поздние шестидесятые в XX веке ознаменовались немыслимой ранее свободой женского поведения. Девушки стали оставаться у своих партнёров на ночь. Тогда и возникает утренняя ситуация — женщина в мужской сорочке. В массовом сознании рубашка как элемент эротического костюма стала приобретать новое значение. Яркий пример того времени — известная фотография Одри Хепберн.

Когда речь идёт о мужской рубашке на женщине, то по крою и размеру она подчёркнуто чужая. Это создаёт очень интимный образ — факт свершившейся близости и расслабленности. В эротическом контенте — фотографии, видео, тексте — она имеет очень жёсткие границы. Казалось бы, женщина в рубашке — это тот визуальный жанр, в котором ей позволено быть самой собой. Она не должна никого соблазнять, никому ничего доказывать и объяснять, всё уже произошло, она привлекательна, и мужчина рядом — можно расслабиться.

Но на самом деле нет. Нам предлагают ситуацию, когда девушка изображает расслабленность, притом с большим усилием. Это двойная игра. Женщина должна помнить, что она по-прежнему является объектом наблюдения, который должен соответствовать эротическим ожиданиям. Ей не позволяется быть ненакрашенной, без укладки и валяться на кровати в позе «звезды». Она всё равно должна работать «на камеру» и демонстрировать женственность в большей мере, чем в кружевном белье, потому что она играет на контрасте и ей нужно выстраивать противовес мужской рубашке. Тонкие запястья, стройные ноги, выпирающие ключицы или оголённое плечо, уложенные волосы, изящные позы, макияж. Она должна подчеркнуть, что это не её рубашка. И то, что могло показаться настоящим внегендерным решением в эротическом костюме — означает совершенно обратное.

Если женщина позволила себе надеть мужскую сорочку, то она должна по-прежнему соответствовать тому, что наше общество предлагает в качестве гендерного норматива в костюме. В этом смысле мужская рубашка — это идеальная лакмусовая бумажка, которая диктует жёсткие и безжалостные каноны.

Существует обратный пример. Для сравнения: женщина в галстуке имеет другое значение, связанное с иным гендерным высказыванием. Она присваивает силовые свойства мужского костюма. Галстук стал внегендерным элементом костюма. Это доказывает визуальный контент через позы и интерьеры: лобби, переговоры, рукопожатия — ничто не указывает на сексуальный характер.

История с галстуком и рубашкой показывает механизм использования предметов из гардероба другого пола. В этом смысле существуют метод присвоения и метод заимствования. И разница между ними принципиально важна. Ценность рубашки в том, что она заимствована, взята на время, поэтому, когда мы говорим о девушке в мужской рубашке, мы подразумеваем наличие партнёра за кадром. Присвоение — это процесс приспособления вещи под нового хозяина. Таким образом, мужская сорочка в женском гардеробе — предмет присвоения, но мужская рубашка в женском эротическом гардеробе — предмет заимствования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
Пермский Комсомолец
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: