О футбольном фанатизме и социологическом законе функционирования

Общество – это система. То есть относительно замкнутая и автономная совокупность элементов, связанных между собой устойчивыми функциональными отношениями. Иными словами, общество тем и отличается от простого скопления огромной массы людей на некотором пространстве, что способно само себя поддерживать, обеспечивать свое существование, контролировать внутренние процессы, восполнять свои ресурсы – то есть самовоспроизводиться. Оно обладает внутренней структурой, определенным порядком, элементы внутри него связаны особыми функциональными связями, выполняют какие-то задачи по отношению друг к другу, и в конечном итоге все это как-то сказывается на обществе в целом.

Никакие устойчивые явления в обществе не берутся «с потолка»– будь то фанатизм, межнациональные и межрелигиозные противоречия, коррупция, преступность или гражданский протест. Все они коренятся в сложившихся социальных отношениях, являются функцией от социальной структуры и отношений между ее элементами (группами, классами, сообществами). Конечно, любая система существует не в вакууме – вокруг есть другие общества, которые могут оказывать существенное влияние, есть мировые экономические и политические отношения, но все они действуют на разные общества по-разному, преломляясь через призму специфики конкретной социальной системы.

Динамика социальных изменений также подчиняется внутренним процессам.Общество постоянно находится в состоянии динамического равновесия: ему приходится реагировать на постоянные изменения внешних условий и внутренних состояний, но при этом обеспечить свое сохранение и воспроизводство. С одной стороны, разные социальные группы постоянно стремятся изменить свое положение, добиться для себя большего объема ресурсов, более высокого статуса, расширить свои привилегии, избежать рисков наступления неблагоприятных событий, с другой –они стремятся сохранить и упрочить свои достижения, блокировать неблагоприятные для себя процессы и движения. Так что общество – это арена постоянной борьбы и сотрудничества за изменение и сохранение социальной структуры, и никакие процессы там не происходят «просто так».

Проблема футбольного фанатизма, активно обсуждаемая в последние пару недель, давно переросла из чисто административной – в общественно-политическую. Депутаты готовят специальный закон о болельщиках, журналисты выпускают многочисленные «шокирующие» сюжеты и периодически проводят ток-шоу с обсуждением темы футбольных фанатов (иногда даже с участием последних). Калининградцы тоже имели возможность близко познакомиться с последними тенденциями в фанатском движении, когда местная «Балтика» в рамках кубка России принимала на своем поле питерский «Зенит» (желающие могут ознакомиться с наиболее яркими моментами «активного боления» гостей на популярных видеохостингах). Практически любой матч с участием московских или питерской команд российской футбольной премьер-лиги сопровождается стычками противоборствующих фанатских группировок между собой и с полицией, а недавно один из матчей кубка был вообще прерван из-за чересчур, по мнению судьи, «разошедшихся» фанатов одной из команд, бросавших петарды прямо на поле.

Между тем, изучение публичной активности лидеров и отдельных представителей футбольных фанатских группировок показывает, что это далеко не те «футбольные отморозки», какими их зачастую представляют. Наличие абсолютно «безголовых» людей в фанатской среде, конечно, тоже не редкость, однако там их не больше, и не меньше, чем в любом другом молодежном мужском сообществе, и к футбольному фанатизму как таковому это отношения не имеет.

Вместе с тем, позиция и речь многих представителей фанатского сообщества очень последовательны и точны, уровень логической аргументации слишком высок, чтобы относиться к этому явлению как к чему-то несерьезному. Важно помнить и то, что в самом по себе организованном «болении» нет ничего страшного или предосудительного – пугают скорее нацистская риторика, ставшая крайне популярной среди фанатов в последнее время, да агрессивное массовое поведение, представляющее серьезную угрозу для окружающих.

Проанализируем проблему социологически. В социологии существует несколько установленных законов. Одним из них является так называемый «закон функционирования». Он подчеркивает свойство социальной системы сохранять состояние относительной устойчивости – то есть сохранять свою базовую структуру, несмотря на все изменения, которые в обществе происходят, и все действия, которые его члены предпринимают. Чтобы это получалось, элементы общества должны переходить от одного своего качества – к другому, брать на себя определенные функции. Этот переход происходит не спонтанно, а вследствие создавшихся предпосылок, которые инициируют, «запускают» переключение на новые функции. Такие предпосылки можно создать специально (регулярное участие в религиозных практиках сделают человека более религиозно грамотным, а скорее всего – и более религиозным, проведение регулярных совместных мероприятий делает обстановку в коллективе более неформальной и сплоченной), но они неизбежно образуются как результат изменений социальных условий – новые проблемы, новые рамки, новые риски составляют новые условия, в которых нужно искать способы решения своих проблем и удовлетворения важных потребностей.

Какие социальные проблемы «беспокоят» активных представителей фанатского движения? Изучив видеозаписи, почитав гостевые книги на соответствующих сайтах, побывав на трибунах, вы сможете увидеть и услышать набор тем, знакомый большинству наших сограждан – межэтнические противоречия, обвинение правоохранительных и судебных органов в двойных стандартах, разочарование в правовой системе, возмущение разрывом в уровне доходов между различными социальными группами, незаинтересованность в предлагаемых обществом ценностях и нежелание соблюдать его нормы.Формулируютсяэти темы там, конечно, несколько более грубо, но суть от этого не меняется.

Однако какие же тогда потребности удовлетворяет участие в фанатском движении? Есть очевидные ответы, хотя и этот список не является исчерпывающим: самоидентификация и сплочение, принадлежность к сильной социальной группе, коллективное действие и самоорганизация.Это те вещи, которые лежат в основе человеческой социальности. Большинству людей (особенно молодых) крайне необходимо найти «свою» группу, границы которой ясно обозначены, и позволяют четко отделять своих от чужих, причем желательно, чтобы данная группа была обеспокоена теми же проблемами, и давала достаточно четкие ответы на вопрос о том, как их решить. Однако постановка проблем – не главное условие для того, чтобы группа обрела объединяющую силу. Группа эффективна тогда, когда она может решать поставленные проблемы, когда она обладает для этого достаточной силой, когда она способна на коллективное действие, на осуществление социальных изменений. Возможность объединиться против «продажной полиции», «врагов из других группировок», «засилья мигрантов», произвести массовый социальный эффект («навести шороху»), причем не по чьей-то указке, а исключительно по велению своей души – очень мощная сплачивающая сила, тем более, когда общество не предлагает достойных конструктивных альтернатив.

Вспомним еще раз основные черты фанатского движения – сплоченность, коллективное действие, самоорганизация – и мы поймем, что перед нами одна из тех самых форм «активной гражданской позиции», «инициатив снизу», о необходимости развития и проявления которых давно говорят на всех уровнях.Фанатское движение в том виде, как оно есть сейчас – не чья-то глупая прихоть «от нечего делать». Это – ответ на те социальные проблемы и потребности, которые являются важными для достаточно большой категории людей, преимущественно мужчин, преимущественно до 35 лет, не из верхнего класса. Как поняли, как смогли – так и сформулировали.Это не значит, что других решений для этих проблем предложить нельзя – можно, конечно. Но какие увидели, в каких уверены – таким и следуют.Это тоже часть нашей социальной системы, «плоть от плоти» нашего общества, функция от тех отношений, которые в нем сложились. И если нам не нравится это явление, то нужно помнить про закон функциональности, и понимать, что поскольку оно имеет системный характер, то и изменить его можно только системными мерами. Рецепт всё тот же – прозрачные и эффективные социальные институты, позволяющие людям реализовывать свои потребности и справляться со своими проблемами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
Пермский Комсомолец
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: