Почему люди фотографируют еду?

Действительно, зачем люди фотографируют еду? Человеку, который никогда не использовал Инстаграм, это действительно интересно. Человеку, который никогда не фотографировал свою еду, это исключительно интересно, только если он не безразличен. Но как можно быть безразличным к феномену, который увлек миллионы людей по всему миру.

Что вы хотите этим сказать? Быть может вы хотите показать? Но в этом случае — что в конце концов является предметом вашего разговора, вашего сообщения и этой своеобразной визуальной трансляции.

ВЕК ВИЗУАЛЬНОГО

Фотография переживает свой золотой век. Несмотря на практически врожденное желание придавать своим эмоциям и опыту визуальное воплощение, мы должны признать – сейчас статическая картинка имеет просто неимоверную власть над нами. Куда не ткни – фотограф. На концертах больше нет нужды в локальном световом шоу, потому что для музыканта со сцены толпа людей – это практически полноценный млечный путь из вспышек фотографий. Ты где-то был, но если нет фотографии, то тебе никто не поверит. Короче говоря, если нет чекина, тогда ты и не существовал.

Но кажется мы достигли предела. Сингулярности в рамках технологии визуальной коммуникации, имплозии в рамках статичного впечатления. Мы достигли или предела совершенства, или дна самой глубокой пещеры ощущений. Мы массово фотографируем еду.

ВЫ ДЕЛАЛИ ЭТО ВЧЕРА?

Не имея никаких предрасположенностей к повторению подобного опыта, не осуществляя никаких попыток критиковать, мы попробуем найти некоторые основания для подобного поведения. Вполне возможно, что некоторые из вас с подозрением косились на парня, который перед тем как пить пиво, сфотографировал стакан по всем правилам композиции. Здорово, если только на телефон. Вы видите это повсеместно, но в таком случае понимаете ли вы причины?

Давайте попробуем разобраться с этим, руководствуясь гуманитарными науками, собственными идеями и взглядами. Не забудем добавить парочку примеров. Возможно это поможет вам понять себя, возможно поможет понять вашего партнера по жизни женского пола, которая так ловко справлялась с поглощением и фотографированием, да еще и комментировала. Я очень надеюсь, что вам не придется понимать партнера по жизни мужского пола. Наверное, это локальная трагедия.

ПОТРЕБЛЯТЬ ТАК С ПОМПОЙ

Начнем издалека. Вернемся на 4 века назад и вспомним о традициях голландского барокко 17 века. Что для нас сегодня дорогие айфоны и крутые машины, то для человека того времени обычный натюрморт. Сплошная демонстрация богатства и возможность для хвастовства. Поэтому и рисовали на совесть – поразительная детализация, богатство красок и чувственность картины. Яркий представитель этого времени – Ян Давидс де Хем легко станет вашим проводником. Посмотрите его картины и убедитесь сами.

Еще давайте про ананасы вспомним, потому что в 17 веке, где экзотические фрукты считались экзотикой, люди ананасы не ели. Зачем их есть, когда их можно показывать окружающим – вот где настоящая богема и достаток не из худших. Местные стартаперы, не будучи дураками, организовывали локальный бизнес по аренде ананасов. Хозяин дома и крупномасштабного застолья всегда мог утереть нос подобным жестом — настоящий ананасовый coup de grâce. Сегодня ананасом никого не удивишь, ведь душа современного эстета и благородного представителя общества просит больших масштабов. Фотография суши из местного бара сойдет.

СОЦИОЛОГИЯ НА СЛУЖБЕ ИНСТАГРАМА

Короче говоря, еда является символом классового статуса, а фотолента вчерашнего застолья – ваш универсальный аусвайс в мир регионального престижа. Честно говоря, меняются только масштабы и традиции, а вот поведенческая схема не изменяется вовсе. Эрвинг Гоффман – американский социолог и представитель второго поколения Чикагской школы в социологии, надеюсь, с радостью нам поможет.

Некоторым будет достаточно только названия его книги «Представление себя другим в повседневной жизни». В этой книге речь идет о символическом взаимодействии между людьми на основе игровой формы – поистине наш случай.

Говоря простым языком, у вас есть статус и есть методы работы над ним. Это означает, что ваш статус ранжируется по шкале престижа в рамках определенной ценности, которая исповедуется вашим близким и дальним окружением. А еще у вас есть характеристика уважения и система идеалов, которая работает вместе с различными статусами.

ЕШЬТЕ, ЧТОБЫ УБЕДИТЬ

Так вот в Японии есть суши – ну совсем неинтересно. А вот в Перми – очень даже. Чем круче еда вам достанется по сравнению с вашим обычным рационом, тем больше у вас возможностей продвинуться по субъективной лестнице престижа. А теперь вопрос на миллиард. Как доказать этой противной Тамаре Петровне, моей однокласснице, что жизнь нас била одинаково нещадно, но ее избила уж точно сильнее? В решении нам поможет старик Эрвинг:

Любой знак, дающий надежное свидетельство позиции того, кто его произвел, — неважно, пользуются ли им как свидетельством позиции обыватели или социологи, — может быть назван удостоверением статуса.

А еще:

Каждый элемент поведения лица является знаком его социальной позиции. Знак позиции может быть статусным символом только тогда, когда он используется с некоторой регулярностью как средство социального «размещения» лица, которое его производит.

Адвокат дьявола(фуди)

А теперь простым языком – чем чаще я публикую в социальных сетях фотографии с едой (читай доказательство), тем больше Тамара Петровна вырвет седых волос со своей головы. Чем чаще я показываю какую воду, вино, пиво и закуски я потребляю, тем сильнее завидует мне гипотетический Александр. Фотографии пропали? – Люди констатируют, что падение рубля все-таки сказалось на вас. Но не время паниковать, ведь можно тырить фотографии других людей (любой великий фуди заимствует, он ведь тоже художник). На крайний случай сойдет бутылка дорогого пива и закуска перед экраном телевизора с матчем Чемпионата Европы – это бюджетный вариант.

В чем-то нам действительно повезло. У нас есть инстаграм. А вот германским племенам эпохи Древнего Рима приходилось выпендриваться иначе. Вроде бы Тацит (хоть это и не факт) описывал занятные изменения в психологии социальных игр германцев. Обычай захоронения лидеров племен был стандартный – в могиле будет не просто вождь, но еще и все добро туда навалим.

А вот когда впервые увидели серебряные кубки, богатые столы с едой, мечи с ножнами из изумрудов, то быстро решили в могилы докладывать еще и заимствованное добро. Римляне процесс быстро смекнули и начали откупаться от варваров, предоставив им ресурс для внутренних распрей. Порой возможности опаснее, чем способы их реализации. И пища, увы, не исключение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
Пермский Комсомолец
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: