Поведенческие факторы – это все действия посетителей от входа на определённый сайт до выхода. Поисковые системы учитывают и оценивают: откуда пришёл посетитель на определённый ресурс, сколько времени он пробыл на нём, сколько просмотрел страниц, по каким ссылкам кликал, возвращался ли он на конкретный сайт, продолжал ли поиск нужной ему информации на других сайтах или полностью был удовлетворён качеством и объёмом предоставленной ему информации.
Самыми весомыми для поисковиков являются три показателя поведенческих факторов:
- количество просмотров страниц на посетителя
- время пребывания на сайте
- показатель отказов.
Последний наиболее важен, поэтому его мы и рассмотрим в этой статье подробно.
Что такое показатель отказов?
Показатель отказов – это отношение посетителей, отказавшихся от сайта, к общему числу посетителей, выраженное в процентах.
«Отказавшиеся посетители» – это те, которые покинули сайт, просмотрев не более одной страницы. Причины отказов могут быть разными: несоответствие контента страницы поисковому запросу, низкое качество контента или дизайна сайта, плохая скорость открытия страниц, неудобная навигация.
Высокий процент отказов может говорить о том, что на сайт идёт много нецелевого трафика, то есть приходят посетители, которым не интересна данная тематика. Это часто происходит, когда владельцы сайтов участвуют в сервисах бесплатной или платной раскрутки сайтов.
Показатель отказов очень сильно зависит и от типа ресурса. Например, блоги часто имеют высокий показатель отказов (вплоть до 70-80%), так как продвигаются в основном по низкочастотным запросам. Само собой поисковые системы это учитывают при ранжировании. Однако блоггерам работать над понижением процента отказов всё равно стоит. Низкий показатель отказов полезен не только с точки зрения оптимизации, но и с точки зрения получения прямой пользы от посетителя.
Сразу ушедший посетитель не приносит владельцу блога никакой пользы, поэтому блоггеры заинтересованы в тех посетителях, которые задерживаются на ресурсе, оставляют комментарии, подписываются на рассылку новостей, добавляют блог в закладки.
Всем понятно что, чем больше таких активных посетителей, которые из случайных могут стать постоянными читателями, а может быть и покупателями – тем лучше. Итак, низкий показатель отказов не помешает никому, поэтому поговорим о том, как уменьшить процент «отказавшихся» посетителей.
Снижение показателя отказов
КОНТЕНТ
Как обычно, контент – король была. Если контент уникальный и информативный, он просто не может не привлекать посетителей. Начав читать качественную уникальную статью, удовлетворяющую его запросу, посетитель не сразу уйдёт с ресурса.
Главная страница сайта должна не только вызвать доверие, но и “зацепить” посетителя, подсказать ему, что на внутренних страницах он найдёт для себя что-то очень интересное и полезное.
Блоггеры выигрывают, публикуя авторский материал, часто его обновляя, выражая своё мнение на ту или иную проблему, общаясь с читателями, то есть если ведут “живой” блог в собственном стиле.
Конечно, полностью избавить вас от «отказников» качественный контент не сможет, но станет главным фактором, стимулирующим посетителя остаться на сайте, ведь, в конце концов, именно контент нас интересует, прежде всего, на сайтах.
ДИЗАЙН САЙТА
Внешний вид страниц – важная составляющая качества ресурса. Контент не только должен быть интересным посетителю, он должен ещё и нормально восприниматься. Дизайн сайта должен служить хорошему усвоению контента и ни в коем случае не мешать чтению, не отвлекать, не “резать” глаза. Известно, что плохо воспринимается читателями светлый шрифт на тёмном фоне, тяжело читать слишком мелкий шрифт, мешает мелькающая анимация, обилие рекламы и т. п. Это лишь некоторые примеры ошибок веб-мастеров. Неудачный дизайн является одной из главных причин, заставляющих посетителя закрыть сайт. Поэтому хорошенько подумайте над тем, какие функции ваш сайт выполняет и какой ему нужен дизайн.
ГРАМОТНАЯ ПЕРЕЛИНКОВКА. НАВИГАЦИЯ
Как уже говорилось выше, показатель отказов – это процент посетителей, просмотревших меньше двух страниц сайта. Исходя из этого, определяем задачу: «заставить» посетителя перейти на какую-либо ещё страницу сайта. Решить эту задачу возможно, улучшив навигацию по сайту и произведя внутреннюю перелинковку страниц ресурса.
Трудно переоценить роль удобной навигации. Посетитель не должен попадать в «тупик», то есть, он всегда должен понимать, где он в определённый момент находится и всегда должен быть вариант дальнейшего перехода. Помогают удержать посетителя такие виджеты как «Похожие статьи», “Свежие статьи”, “Популярные статьи”, «Интересное» и т.п.
Заметно снизить показатель отказов поможет и грамотная перелинковка. Ссылки с интересующей посетителя статьи тоже могут его заинтересовать, так как они ведут, чаще всего, на страницы схожей тематики, помогающие подробнее раскрыть тему.
И ещё один важный совет: проверьте, не содержат ли страницы ваших ресурсов битые (нерабочие) ссылки. В Интернете есть множество программ для этого. Я, например, пользуюсь программой Web Checker, а можно использовать специальный плагин для WordPress – Broken Link Checker.
ВРЕМЯ ЗАГРУЗКИ СТРАНИЦ САЙТА
Как ни странно, но это очень сильно влияющий на показатель отказов фактор. Иногда достаточно просто увеличить скорость загрузки сайта, чтобы существенно снизить показатель отказов, так как огромное число посетителей отказывается от сайта только потому, что он долго загружается. При нынешних скоростях интернета любое торможение воспринимается негативно. Одним из решений данной проблемы может быть покупка качественного хостинга. Например, наши отзывы о friendhosting. Вдобавок, это будет плюсом в глазах поисковых систем, так как на качество хостинга они тоже обращают внимание.
Итак, показатель отказов, как один из самых значимых поведенческих факторов, оказывает серьёзное влияние на оценку сайта поисковыми системами. Поэтому поработав над ним, а именно, над его понижением, можно заметно поднять свой сайт в выдаче. Плюс, работая над уменьшением показателя отказов, можно улучшить качество сайта, так как они взаимосвязаны. Поэтому советую не лениться и уже сейчас начать отслеживать показатель отказов с помощью одного из сервисов статистики (Google Analytics, LiveInternet). И если окажется, что этот показатель на вашем ресурсе более 50-60%, ищите причины такого высокого процента отказов и начинайте их устранять.