Прогулки по Тюмени в районе Маяк

Какой смысл заложен в названия здешних улиц, — разбираемся вместе.

Наши интерактивные прогулки в рамках специального проекта «Имена города» продолжаются. Сегодня предлагаем вам отправиться в район со звучным названием Маяк. Присоединяйтесь!

Почему Маяк?

Этот тихий район, расположенный в юго-западной части Тюмени, появился в 50-х гг. прошлого столетия и сумел сохранить атмосферу старого города. На карте его можно найти легко: Маяк – сразу за железнодорожными путями, по ту сторону от вокзала.

Название свое район получил благодаря одноименному магазину промышленных товаров, известному почти на всю Тюмень. Там можно было купить и одежду, и посуду, и разные мелочи, необходимые в хозяйстве. Завозили даже дефицитный товар.

После развала СССР магазин какое-то время стоял закрытым, потом заработал снова, но, конечно, уже успел потерять свою громкую славу. Кстати, магазин подарил свое имя не только району, но и рынку, гаражному кооперативу, кафе и детскому клубу. Сейчас на месте магазина «Маяк» — супермаркет.

Инфраструктура

Район живет обособленной жизнью. Здесь тихо и спокойно, при этом до центра города можно спокойно добраться на общественном транспорте за 10-15 минут. К вашим услугам – автобусы №№41, 96, 39 и 100 и маршрутки №№52, 79 и 80.

Большую часть микрорайона составляет частный сектор, который в последние годы начали «теснить» современные многоэтажные новостройки. Есть 6 детских садов, школа, лицей, 2 библиотеки, городская поликлиника №5, клуб детского творчества им. А.М.Кижеватова, дом детства и юношества «Маяк», работают почтовые и банковские отделения, аптека, магазины, рынок и многое другое, что необходимо для жизни.

Любимое место для прогулок и негласная гордость жителей Маяка – сквер Авиаторов, который протянулся вдоль ул. Интернациональная и Кремлевская. В холодное время года здесь комфортно гулять даже с маленьким детьми. В летнее время в парке работают аттракционы, открыт прокат роликовых коньков и велосипедов.

Улица Интернациональная

Название этой улице протяженностью 4,3 км подарило Международное товарищество рабочих, появившееся в Лондоне 28 сентября 1864 года. Основатели Первого Интернационала – небезызвестные Марк и Энгельс, которые считали, что «у рабочих нет отечества» и, следовательно, «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Они считали, что ответственность за эту борьбу ложится на плечи международной организации рабочего класса. Началась революционная освободительная борьба пролетариата.

Позже 1 мая 1890 года было объявлено Парижским конгрессом II Интернационала было объявлено Днем солидарности всех рабочих мира. В РСФСР в 1918 году этот праздник под названием День Интернационала был признан государственным.

Позже название знаковой даты менялось: Боевой праздник международного пролетариата (1943), День всемирного праздника трудящихся (1946). Современное название – Первое мая, — этот «красный день календаря» получил в 1972 году.

Улица Волгоградская

В начале 20 века на месте пересечения будущих улиц Волгоградская и Большевиков тюменский купец Семенкин построил лесопилку и двухэтажный дом с мезонином. Вокруг – осиново-березовые рощицы и небольшие хвойные боры, несколько небольших озер, в которых водились караси и, конечно, куда же без сибирских болот.

В советское время в доме гостеприимного купца жили несколько семей железнодорожных рабочих. Что касается лесопилки, в 1919 году она была национализирована и быстро переросла в завод «Большевик», давший одноименное название улице, протянувшейся вдоль железной дороги (ул. Завод Большевик).

Позднее улица стала именоваться Сталинградской, а ещё позже, с 1962 года — Волгоградской. Тот самый дом в 1981 году снесли: уж очень был дряхлый…

Улица 9-е января

Она идет почти параллельно Червишевскому тракту: начинается от железной дороги и заканчивается у Объездной автодороги (ул.Закалужская). Протяженность – 2,1 км.Имя свое улица получила в дань памяти темной страницы Российской истории. 9 января 1905 года около 140 тысяч рабочих отправились к Зимнему дворцу – просить у царя защиты от непосильного труда, голода и нищеты.

Эта мирная демонстрация закончилась трагически: по указу правительства войска открыли огонь по демонстрантам. Несколько сотен человек были убиты, многие – ранены. Кровавая волна бесчинств «докатилась» и до Тюмени.

Первыми поднялись на борьбу рабочие тюменских пристаней, их поддержали рабочие промышленных предприятий и мелкие служащие торговых фирм. Бастующие требовали 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы, улучшения условий труда. Эта первая в крае забастовка закончилась победой рабочих.

Улица Кремлёвская

Простирающаяся от улицы Портовая на целых 805 метров, эта улица с одной стороны «опоясывает» сквер Авиаторов. История ее названия примечательна тем, что с московским Кремлем она связана лишь косвенно.

Дело было так: в 1918 году на территории Кремля были организованы пулеметные курсы по подготовке командного состава рабоче-крестьянской Красной армии. Их слушателей называли «кремлевскими курсантами», которые во время Гражданской войны в июле 1920 года были направлены на Южный фронт (г.Орехов).

Бои за город продолжались трое суток. Враг отступил, но не сдался: собрав подкрепления снова ринулся в бой со «столичными» солдатами. Финал истории печален: 16 раненых курсантов попали в плен и были жестоко казнены.

В память о них и о тех бесчинствах, что творились на поле боя, одна из тюменских улиц в 1957 году получила такое красивое название. До этого она называлась довольно посредственно: 2-я Новая.

Улица Локомотивная

Идущая параллельно улице Интернациональная, она растянулась на 1, 4 км от сквера Юности до улицы Новая. Эта была одна из первых улиц, появившихся за железной дорогой Тюмень-Екатеринбург.

В 60-е гг. 20 века тут располагались 2 кирпичных завода и начинал формироваться механический завод им.Н.Д.Машарова. Основная же масса жителей этой улицы – работники ж/д и их семьи. Так как возводились дома на личные деньги этих небогатых жильцов, дома получались неказистыми, но крепкими: некоторые из них стоят до сих пор, составляя основу Тюмени.

Что до названия улицы, то сама история диктовала название: с 1924 года территория нынешнего Маяка считалась поселком железнодорожников (которые составляли бОльшую часть его жителей). За основу названия улицы взяли слово «локомотив» — самоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги вагонов, без возможности перевозить в нем грузы и пассажиров.

Улица Федерации

До 1957 года эта улица носила название 3-я Новая. Представители советской власти решили: нужна отсылка к возникшей в 1918 году РСФСР, — будущей союзной республике СССР.

Время шло, а федеративный (союзный) принцип государства лежит в основе и современной России, поэтому название не потеряло своей актуальности. Протяженность улицы составляет без малого 1 км. Находится она в границах улиц Портовая и Карла Маркса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
Пермский Комсомолец
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: