Шенгенская реформа: необходимость или провокация?

О несовершенстве современной европейской визовой системы и о необходимости Шенгенской реформы уже около полугода рассуждают не только в ЕС, но и во всем мире. На заседании Совета ЕС в Люксембурге было принято решение о создании нового механизма по контролю над соблюдением шенгенских правил.

О сути Шенгенской реформы и о ее причинах читателям рассказала Ольга Потемкина, к.и.н., заведующая отделом европейской интеграции Института Европы РАН.

Ольга Юрьевна, расскажите, в какой момент возникла идея восстановить пограничный контроль между странами ЕС?

Разговоры о реформе Шенгенского кодекса начались еще до «арабской весны» и войны в Ливии, когда на территорию ЕС хлынул поток иммигрантов. Большое количество нелегалов проникают в Евросоюз через греко-турецкую границу. В 2011 году тунисские иммигранты через Италию хотели попасть во Францию – что создало напряженность между этими государствами. В мае того же года Дания вынуждена была усилить проверки грузов на границе со Швецией и Германией. Нелегальная иммиграция стала предметом острейших политических дискуссий в ЕС.

Получается, что вокруг стран ЕС снова возводятся границы?

Будущая реформа предусматривает возможность восстановления пограничного контроля на срок до шести месяцев, который может впоследствии продлеваться максимально до двух лет. И сейчас это можно делать на основе действующего Шенгенского кодекса, но на гораздо более короткий срок, например, при террористической угрозе или в случае проведения на территории какой-либо страны – участницы ЕС важного мероприятия, например, встреч на высшем уровне или спортивных мероприятий.

Почему Европейская комиссия и Европейский парламент так недовольны ходом реформирования Шенгенского кодекса?

Спор идет между институтами ЕС: Комиссией, Советом и Европарламентом. Кто будет принимать решения? Комиссия хочет принимать решения на наднациональном уровне, Совет – на уровне министров внутренних дел, то есть самостоятельно, Европарламент вообще отказался сотрудничать с Советом по ряду вопросов, так как не хочет быть отстраненным от принятия решений. Такого прецедента не было с 60-х годов XX в. Суть реформы согласовали, а вот кто будет разрешать государствам принимать решения по временному восстановлению границ – неясно.

А государство не может самовольничать в таком случае?

Так оно и раньше не могло самовольничать. Последний раз временный контроль на границах вводила Польша в период проведения Евро – 2012 на основе Шенгенского кодекса, который разрешает государствам – членам ЕС восстанавливать границы на короткий срок, но с обязательным информированием о результатах и причинах этого действия. Так и раньше никто самовольно не восстанавливал границы. Сейчас речь идет о том, что пограничный контроль будут восстанавливать на более длительный срок, в этом случае должно быть разрешение институтов ЕС. Кстати, это возможно только в самых крайних случаях. Комиссия будет прилагать все усилия, выявлять проблемные места, риски, чтобы крайних ситуаций не случилось, вплоть до исключения из Шенгенской зоны того или иного государства – нарушителя порядка.

Основная идея ЕС – «Европа без границ», и не противоречит ли Шенгенская реформа этой идее?

Если вы имеете в виду случай с Францией в 2011 г, когда был временно восстановлен пограничный контроль между Италией и Францией, то следует сказать, что инцидент был исчерпан. Комиссия не нашла нарушений. Правомочны были действия и Италии, с чьей стороны шел поток мигрантов, и Франции, потому что она углядела в сложившейся ситуации угрозу своей безопасности. Чтобы больше такого не было, чтобы не было дипломатических скандалов, эта реформа и была затеяна, ведь главный ее смысл – укрепление дисциплины.

Пострадает ли коренное население от пограничного контроля? Ведь европейцы уже привыкли пересекать границы без проблем.

Во всех документах говорится, что восстановление пограничного контроля – самая крайняя мера. Вокруг этого велись активные дебаты. В эти «крайние меры» включили опасность терроризма и наркотрафика. Свобода граждан в передвижении по территории ЕС сохраняется, включая возможность ездить без виз.

Некоторые аналитики считают, что Шенгенская реформа приведет к развалу Шенгена…

Мне интересно, на каком основании они так считают. Эта мера направлена на укрепление дисциплины, и когда проходили дебаты по поводу этого, все в один голос говорили, что никто не выступает за развал Шенгена. Это глубокое заблуждение.

Хотелось бы спросить Ваше мнение о наболевшем для калининградцев вопросе. Будем ли мы когда-нибудь ездить без виз?

Хотела бы сказать, что скоро, но это маловероятно. Теоретически это можно было бы сделать к 2014 году. За год можно было бы подготовить соглашение и ратифицировать его. Но в то, что все 27 государств-членов ЕС согласятся на это – в это, увы, трудно поверить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
Пермский Комсомолец
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: