Руководитель Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов уверен, что большинство праздников проводятся без конкретной цели. Тогда как, по его мнению, городские события должны решать конкретные задачи — помогать людям эмоционально перезагрузиться, выстроить новые коммуникации, преобразовать пространство. О том, как уйти от схемы организации мероприятий «сцена — шарики — салют», урбанист рассказал в рамках лекции на фестивале «Гений места».
В российских городах праздники в большинстве случаев проходят по стандартной схеме: «сцена — шарики — салют». Толпа народу на площади, какая-нибудь ярмарка, из инфраструктуры — хорошо, если есть бесплатные туалеты. События превратились из инструмента формирования городской среды просто в отчётные мероприятия. Праздники проводятся ради праздников, потому что так принято. Как правило, внятного ответа, зачем нужно было то или иное событие, от организаторов вы не получите.
Другое дело, когда городские сообщества, творческие личности проводят собственные события. Качество таких неформальных мероприятий на порядок выше, поскольку у них есть конкретная цель, а соответственно — продуманное оформление пространства. Проанализировав два типа этих событий, мы разработали технологию проведения праздников, которая получила название «контент — пространство — коммуникации».
Здесь важно учитывать три момента. Во-первых, важно помнить, что большие городские события — это инструмент, они должны решать конкретные задачи. Например, в дореволюционные годы ярмарки в России проводили, чтобы понять, насколько место является удачным для торговли. В советское время праздники были очень качественными: на демонстрациях, митингах люди впитывали новые ценности, испытывали сильные эмоции. Это позже над майскими демонстрациями начали посмеиваться, рассматривать просто как выходной.
Во-вторых, нужно понимать, для кого проводится мероприятие. Если вы действительно хотите сделать городское событие, то нужно вовлечь все городские субъекты, а для этого нужен анализ. И третье — главный параметр, по которому оценивают качество праздника, — насколько человек эмоционально перезагрузился.
Контент
Праздники в формате «контент — пространство — коммуникации» — это всегда создание открытого оргкомитета. Когда кто-то один почувствовал городскую проблему, но не предлагает сразу решение, а призывает всех вместе подумать, с помощью какого инструмента её можно решить. К участию могут быть привлечены городские сообщества, бизнес, власть. Но всегда нужно держать в голове, что целью является не праздник, а решение проблемы. Кроме того, это всегда открытый бюджет — фиксация и публикация источников финансирования и затрат (то, что чаще всего пугает организаторов формальных событий), и важный момент — городским активистам, если они проводят общегородские события, не надо стесняться честно указывать свои гонорары в сметах при наличии поддержки.
Отличие событий нового поколения — это отсутствие жёсткого сценария. Минус заключается в том, что праздник может превратиться в калейдоскоп мероприятий, когда на разных площадках проходит много всего — мастер-классы, лекции, активности и т.д. В итоге человек схватит немного в одном месте, немного в другом, то есть он опять уходит от основной задачи события — от решения проблемы.
Одной из таких проблем может быть разрозненное сообщество. Например, в Минске есть сильное сообщество, продвигающее белорусский язык, а есть любители йоги. Как их можно объединить? Мы начинаем думать: кто такие йоги? Это люди, которые из своего тела могут создать сложную фигуру. Что такое язык? Язык — это алфавит. Тогда мы берём и предлагаем йогам сделать с помощью своего тела буквы алфавита. Совместить можно всё, что угодно.
Пространство
Само пространство праздника может быть инструментом изменений — например городской фестиваль не на центральной площади, а в нескольких периферийных парках (сразу же потребуется уборка, новые сюжеты использования, проявится история, найдутся люди, которым эти места небезразличны). То есть нужно отказаться от одной сцены на площади в пользу множества разных мест в городе, которые связаны между собой по смыслу.
Если мы говорим, что должны решить проблему, связанную с городской средой, это значит, что нужно преобразовать само пространство. Например, на день праздника снять всю рекламу с фасадов зданий и посмотреть, как изменился архитектурный облик. Или, например, асфальтную площадь покрыть зеленой травой. Постелив так газон в одном из городов, мы задали новый тренд в городской среде — люди, повалявшись на нём несколько дней, потом не смогли от этого отказаться. Задача городского события — сделать так, чтобы после него пространство продолжило меняться. Нужно оставлять «следы» после мероприятия — это могут быть арт-объекты, вывески или что-то другое.
Коммуникации
Подготовка к празднику, его содержание — это коммуникации, общение, совместное творчество. Можно выделить пять этапов коммуникаций. Первая коммуникация — это анализ, кому может быть интересно событие. Вторая — это знакомство и формирование разных рабочих групп, проектных команд. Третья коммуникация — генерация содержания, четвёртая — сам праздник (пробуем разные роли, испытываем эмоции), а пятая коммуникация — рефлексия, что получилось, кто и как понял изменения. Важно помнить, что в основе всего лежит именно коммуникация. Нужно, чтобы люди познакомились, чтобы между ними возникло качественное общение. Потому что личное общение эмоционально раскачивает людей. Как результат — могут быть сформированы новые локальные сообщества.