Настоящей сенсацией в Китае стал выход на линию трамвая с водородным двигателем. Новость из Китая перепечатали многие средства массовой информации Запада.
Экологичное топливо
Безусловно, она заслуживала повышенное к себе внимание. Но с небольшой существенной поправкой. Однако, сначала все же посмотрим на чудо-трамвай из Поднебесной, а потом обратимся к поправке.
Из сообщения китайского государственного агентства Синьхуа видно, что трамвай пока в единственном экземпляре. Технические его данные таковы: три вагона, в них по 60 посадочных мест. Вместо со стоячими местами будет 380. Для густонаселенного Китая с городами-мегаполисами вместимость транспортного средства – показатель очень важный.
Не менее важно и то, что на заправку водородом затрачивается лишь три минуты. Средняя скорость трамвая – 70 километров в час. Баллоны для водорода сделаны из прочного углеродного материала. Для контроля за возможной утечкой водорода применена двойная система слежения. Из школьного курса мы знаем, что при нагревании водород дает тепло и обычную воду.
Словом, очень хорошее в части экологии топливо. И все бы тут с сенсацией было прекрасно, но есть одна «закавыка», о которой специалисты, спроектировавшие водородный трамвай, «забыли» сказать широкой публике. Впрочем, такая «забывчивость» весьма характерна для всех новостей, исходящих из Китая.
Немного истории
Начнем с того, что первый в мире двигатель, использующий водород, был создан еще двести с лишним лет назад. Для него водород «брали» из воды методом ее электролиза. В музее обороны Ленинграда есть информация о том, что во время блокады города в нем на водороде работали 600 переоборудованных автомашин, поскольку с обеспечением бензином было очень плохо.
Сейчас небольшими партиями (преимущественно экзотики ради) делают автомашины с водородным двигателем. Но массового производства не существует.
С начала 1980 года в Самаре шла работа над авиационным водородным двигателем. Его намечалось ставить на самолет Ту-155. Проект потом закрыли из-за сложностей с финансированием. К теме водородного двигателя позже обратились конструкторы Запада. В 2008-м году компания Boeing испытала двухместный легкомоторный самолет с водородным двигателем. Получается, что китайцы – вовсе не первооткрыватели.
На мировой уровень их сенсация все же не тянет, поскольку были использованы давно известные технические решения. Хотя справедливости ради надо заметить, что именно в Китае впервые в мире был сделан мотовелосипед с водородным двигателем. И именно в этой стране появился первый в мире трамвай с водородным топливом. Ну, а то, что идея не новая, а традиционно «позаимствованная» – не столь уж и важно.
Подчеркнем, что трамвай с водородным двигателем, как и любая другая специализированная техника, требует качественного и своевременного технического обслуживания. Например, если запчасти Caterpillar можно легко приобрести, то специальные детали для такого трамвая уже нет.
Верхом на бомбе
Внимательный читатель может задать интересный вопрос: неужели китайцы умнее всех? Суть в другом. При более чем миллиардном населении и задыхающихся от автомобильного смога городах, любое транспортное решение (даже с недостатками в части безопасности) будет принято к исполнению.
Да, использование водорода в виде топлива – путь к чистой экологии. Но до сих пор не решены тут большие проблемы. И это при условии, что идеей создания водородных авто, морских судов, самолетов активно занимаются в ряде стран с передовыми технологиями.
Что же тормозит дело? Смесь водорода с атмосферным воздухом неминуемо дает мощнейший взрыв. Значит, емкости для хранения водорода должны иметь стопроцентную защиту от утечек. Водородный двигатель стоит намного дороже обычного.
Кроме того, для выработки водорода нужно значительное количество электроэнергии. Но если этими минусами пренебречь, то, конечно же, можно сделать не только сенсационный первый в мире водородный трамвай, но и кое-что более важное. Например, в Германии на вооружении находятся подводные лодки класса U-212 с водородными топливными элементами. Особенность этих подводных лодок в том, что они бесшумны. Не случайно заказ на них сделали военные ведомства других стран.
Но одно дело – риск среди военных, которые знают, чем им грозит нахождение верхом на бомбе, и совсем другое дело – пассажиры трамвая. Согласитесь, стопроцентной гарантии с безопасностью ни в чем не может быть. Да ее и не бывает.